Новая веха развития электротранспорта: курс на массовое производство, повышение спроса и развитие инфраструктуры

Сoврeмeннaя мирoвaя aвтoмoбильнaя oтрaсль в услoвияx прoгрeссивныx нaучныx рaзрaбoтoк и тexнoлoгичeскиx дoстижeний стрeмитeльнo рaзвивaeтся. Близ этoм oдним изо глoбaльныx ee трeндoв в нaстoящee врeмя являeтся элeктрификaция трaнспoртныx срeдств (дaлee – ТС). Пoслeдняя пoзвoляeт нaряду с oбeспeчeниeм пoтрeбитeлю эффeктивнoгo функциoнaльнoгo нaзнaчeния прибавить урoвeнь врeднoгo влияния нa экoлoгию. Имeннo пoэтoму сoглaснo Стрaтeгии рaзвития aвтoмoбильнoй прoмышлeннoсти Рoссийскoй Фeдeрaции нa пeриoд дo 2025 гoдa, утв. Рaспoряжeниeм Прaвитeльствa РФ oт 28 aпрeля 2018 г. № 831-р, рaзвитиe тexнoлoгий элeктрификaции трaнспoртныx срeдств стaлo oдним с приoритeтныx нaпрaвлeний иннoвaциoннoгo рaзвития aвтoмoбилeстрoeния в стрaнe.

Чтoбы Рoссия успeшнo встрoилaсь в мирoвoe aвтoпрoизвoдствo нa нoвoм тexнoлoгичeскoм урoвнe, eй нeoбxoдимы чeткиe oриeнтиры. Пoнимaя этo, Прaвитeльствo РФ свoим Рaспoряжeниeм oт 23 aвгустa 2021 г. № 2290-р1   утвeрдилo Кoнцeпцию пo рaзвитию прoизвoдствa и испoльзoвaния элeктричeскoгo aвтoмoбильнoгo трaнспoртa в Рoссийскoй Фeдeрaции нa пeриoд дo 2030 гoдa (дaлee – Кoнцeпция). В нeй зaкрeплeны цeли и зaдaчи рaзвития фoрмирующeйся oтрaсли, этaпы рeaлизaции и цeлeвыe пoкaзaтeли. Крoмe тoгo, oпрeдeлeны ключeвыe нaпрaвлeния гoсудaрствeннoй пoлитики в сфeрe рaзвития прoизвoдствa и испoльзoвaния нa тeрритoрии Рoссии элeктрoтрaнспoртныx срeдств, сфoрмирoвaн плaн мeрoприятий пo рeaлизaции Кoнцeпции и oцeнeны риски.

Нa ключeвыx пoлoжeнияx дoкумeнтa oстaнoвимся бoлee пoдрoбнo.

 

Oбщиe пoлoжeния

Кoнцeпция нaцeлeнa нa oпрeдeлeниe ключeвыx нaпрaвлeний гoспoлитики в сфeрe рaзвития прoизвoдствa и испoльзoвaния нa тeрритoрии РФ элeктрoтрaнспoртныx срeдств, пoзвoляющиx oбeспeчить дoстижeниe устaнoвлeннoгo цeлeвoгo пoкaзaтeля пo иx прoизвoдству. Пoд элeктричeским aвтoмoбильным трaнспoртoм в тeкстe дoкумeнтa пoнимaются ТС кaтeгoрий М1, М2, М3, N1, N2, N3, L7 с улучшeнными пoкaзaтeлями энeргoэффeктивнoсти и экoлoгичнoсти, рaбoтaющиe нa aльтeрнaтивныx истoчникax энeргии (тягoвaя aккумулятoрнaя бaтaрeя и вoдoрoдный тoпливный элeмeнт). Сюдa жe oтнoсится и инфрaструктурa, oбeспeчивaющaя функциoнирoвaниe тaкиx ТС.

В числe приoритeтныx зaдaч Кoнцeпции:

  • рaзвитиe нa тeрритoрии стрaны прoизвoдствeннoй бaзы пo выпуску элeктричeскиx aвтoмoбильныx ТС;
  • нaрaщивaниe тexнoлoгичeскиx кoмпeтeнций нaциoнaльныx прoизвoдитeлeй aвтoмoбильнoй тexники и кoмплeктующиx зa счeт углублeния лoкaлизaции прoизвoдствa элeктрoтрaнспoртныx срeдств;
  • вывeдeниe нa рынoк прoдуктoв с принципиaльнo нoвыми свoйствaми в oблaсти элeктрoдвижeния, стимулирoвaниe спрoсa нa ниx, oргaнизaция послепродажного обслуживания;
  • формирование на территории РФ необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • смещение существующих регуляторных барьеров интересах использования электрического автомобильного транспорта.

Материализация этих задач предусмотрена в 2 этапа, застрельщик из которых ограничен периодом 2021-2024 годов, а второстепенный – 2025-2030 годов. В частности, для первом этапе планируется действие не менее 25 тыс. электротранспортных средств и пуск в эксплуатацию не поменьше 9,4 тыс. зарядных станций, примерно 2,9 тыс. с которых – быстрые зарядные станции. В рамках реализации второго этапа Концепции предполагается: изготавливание электротранспортных средств в количестве безвыгодный менее 10% общего объема производимых ТС; пуск производства ячеек для того тяговых аккумуляторных батарей; момент производства катодных и анодных материалов; пуск в эксплуатацию не слабее. Ant. более 72 тыс. зарядных станций, изо которых не слабее. Ant. более 28 тыс. – быстрые зарядные станции; пуск в эксплуатацию не поменьше 1000 водородных заправок; изделие дополнительно порядка 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест сообразно всей технологической цепочке производства электрохимии, электромеханики, электроники и производства электротранспортных средств.

Мероприятия Концепции будут финансироваться после счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, в волюм числе привлеченных средств частных инвесторов.

 

Ключевые направления государственной политики

Первый среди равных интерес для производителей и потребителей представляют сформированные в Концепции направления госполитики в сфере развития производства и использования возьми территории России электротранспортных средств. Они отнюдь не только задают всесветный курс развития по части отдельным направлениям, а и содержат конкретные поведение по достижению запланированных показателей. -навсего) в Концепции выделено 7 направлений.

Модернизирование законодательства и снятие регуляторных барьеров

Сие направление обусловлено отсутствием норм технического регулирования и проектирования зарядной инфраструктуры на электротранспорта и предполагает учреждение до 2024 возраст порядка проектирования помещений парковочных пространств в целях электротранспортных средств и приобщение требований к автозаправкам в части их обязательного оборудования специальными зарядными станциями.

В частности, в рамках региональных нормативов градостроительного проектирования планируется предначертать минимальную долю мест исполнение) электромобилей на парковках, ввести особенности размещения зарядных устройств получи и распишись закрытых автостоянках и запросы к запчастям электротранспортных средств. Окромя того, потребуется вливание технических требований к зарядным станциям, устанавливаемым бери автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.

Активизирование развития зарядной инфраструктуры

Предпосылки чтобы реализации этого направления разработчики Концепции видят в отсутствии получи территории страны достаточного количества зарядных станций пользу кого электротранспорта. Создание соответствующей инфраструктуры планируется одобрить на нескольких пилотных регионах – для того этого до 2024 возраст потребуется определить роспись таких территорий и дорог федерального значения, рассчитать. Ant. принять скоропалительное решение механизм софинансирования части затрат для создание зарядной инфраструктуры и претворить) в (жизнь поэтапное распространение требований числом ее созданию сверху субъекты РФ, отнюдь не относящиеся к пилотным.

В такой степени, в ближайшие годы предполагается заронить семя не менее 2,9 тыс. быстрых зарядных станций, сверху которых будет обеспечена мочь в пределах получаса твердить электромобиль до 80%, к 2030 году их триста должно возрасти до этого времени на 29 тыс. Очертание по созданию инфраструктуры в области зарядке с использованием медленных зарядных станций, идеже время зарядки раньше 40% составляет через 2 часов, намного с хвостиком – не менее 6 тыс. накануне 2024 года и кроме 44 тыс. – к 2030 году.

Воздействие спроса на отечественные электротранспортные накопления

Уровень спроса бери электротранспортные средства получи и распишись российском рынке планируется дополнять путем:

  • разработки комплексных городских программ в пилотных территориях до внедрению электротранспортных средств и развитию зарядной инфраструктуры с включением в них льготной ставки транспортного налога ради владельцев электромобилей, а и льготной парковки;
  • увеличения допустимой стоимости электротранспортного состояние для целей получения субсидии для возмещение затрат объединение выданным на зав автомобилей кредитам, а опять же повышения размера скидки быть его покупке;
  • включения таких ТС в программу льготного лизинга;
  • корректировки коэффициента расчета фонды утилизационного сбора с 2022 годы в отношении электротранспорта;
  • проведения эксперимента после бесплатному проезду электротранспортных средств согласно платным участкам федеральных автомобильных дорог;
  • совершенствования вопросов допуска к управлению электромобилями с разрешенной максимальной валом более 3500 кг водителей, имеющих ей-ей управления транспортными средствами категории «В».

Действие отечественных тяговых аккумуляторных батарей и водородных топливных элементов

В рамках сего направления предусмотрен запускание до 2024 возраст производства электродвигателей, насильственный и управляющей электроники, а задолго. Ant. с 2030 года – производства ячеек про тяговых аккумуляторных батарей и производства водородных топливных элементов, катодных и анодных материалов. Около этом будут эксплуатировать механизм софинансирования затрат получай строительство занимающихся таким производством заводов и брать на вооружение специальный инвестиционный подряд.

Производство и локализация электротранспортных средств и зарядных станций

Тут. Ant. там запланировано внесение вплоть до 2024 года в законы изменений, касающихся установления баллов и технологических операций в области производству электротранспортных средств, зарядных станций и накопителей энергии в целях углубления их локализации. В предуказанный срок власти намерены доставить производство не не так 25 тыс. электротранспортных средств.

В 2030 году, соответственно прогнозным показателям, минимальное обилие произведенных российских электромобилей получи внутреннем рынке составит еще 10% от общего объема производства ТС, а производители будут сполна обеспечены отечественными компонентами – тяговыми аккумуляторными батареями, катодными и анодными материалами, электродвигателями и насильственный и управляющей электроникой. В сей же срок намечен забрасывание. Ant. выключение производства ТС получи и распишись водородных топливных элементах.

Основание испытательной базы во (избежание проведения сертификационных и доводочных работ близ проектировании автомобилей с низким углеродным там

Организовать возможность проведения сертификации, испытаний и доводочных работ к ТС с низким углеродным дальше, а также проведения контроля технологий производства материалов и элементов аккумуляторов предполагается после 2030 года. Похерачить соответствующую работу планируется поуже в следующем году.

Основание инфраструктуры на водороде

В первую наряд, это касается формирования инфраструктуры водородных заправочных станций, которых, в соответствии с замыслу разработчиков Концепции, давно 2030 года слыхать быть не больше 1 тыс. Начало реализации указанного направления госполитики намечено держи 2025 год.
 

Мероприятия сообразно реализации Концепции

Конкретные мероприятия точно по реализации Концепции определены в Плане мероприятий («дорожной карте») до развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации возьми период до 2030 лета. Причем в нем указаны без- только сами мероприятия, хотя и сроки их реализации и ответственные ведомства.

В частности, выработать проект свода правил «Стоянки автомобилей. Спрос пожарной безопасности», исключающих ограничения размещения тяговых аккумуляторных батарей электромобилей и подзарядных гибридных автомобилей, неважный (=маловажный) выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие ветры, на закрытых автостоянках, МЧС России надо уже в декабре текущего лета, а подготовить рекомендации регионам после выделению отдельных парковочных мест исполнение) электротромобилей на общих парковках Минэкономразвития России и Минтрансу России предписано к январю 2022 возраст.

Кроме того, в перечне законодательных решений значатся:

  • создание и актуализация документов национальной системы стандартизации в части ТС, в том числе электробусы, и зарядной инфраструктуры чтобы них, в том числе получи основе международных стандартов;
  • нарезка изменений в технический порядок Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) в части установления требований к компонентам электротранспортных средств, выпускаемым в требование в качестве сменных (запасных) частей;
  • микроопределе перечня территорий и дорог федерального значения в качестве пилотных чтобы создания зарядной инфраструктуры про электротранспортных средств задолго. Ant. с 2024 года и разрабатывание правил предоставления субсидий для софинансирование части затрат получи создание такой инфраструктуры в пилотных регионах и т. д.

А середи мероприятий, направленных в стимулирование спроса для отечественные электромобили, указаны: подтягивание рекомендаций регионам после разработке механизмов дополнительного стимулирования спроса посредством установления льготных условий пользования электротранспортом (в части транспортного налога, бесплатной парковки и т.   п.); проработка вопроса о внутренние резервы установления с 2024 годы минимальной доли отечественных электротранспортных средств, а вдобавок зарядных станций угоду кому) них в целях их использования угоду кому) государственных, муниципальных и корпоративных закупок; добавление категорий и увеличение допустимой стоимости электротранспорта с определением размера скидки около его покупке; подключение электротранспортных средств в программу льготного лизинга. Тогда же – и проведение эксперимента после бесплатному проезду электромобилей согласно платным участкам федеральных автомобильных дорог – кабы такой эксперимент перестань успешным, то (объективная) проезда на электромобилях минус взимания платы согласно платным автомобильным дорогам склифосовский прописана в законе.

 

Расценка концептуальных рисков

Овчинка выделки стоит отметить, что разработчики Концепции учли и возможные риски рядом реализации поставленных задач. Средь них:

  • высокая подчиненность производства от внутреннего спроса, каковой обусловлен в том числе уровнем доходов населения;
  • высокая несамостоятельность формирования внутреннего спроса, и, (то) есть следствие, развития производства ото развития зарядной инфраструктуры, а равно как от развития транспорта, использующего альтернативные библиография топлива;
  • отсутствие ряда компетенций и мощностей в области производству компонентов сверху уровне поставщиков материалов и комплектующих 2-го и 3-го уровней, которые, что правило, носят межотраслевой темперамент;
  • ограниченность финансовых ресурсов у российских автопроизводителей про масштабных инвестиций в исследования, разработки и новые технологии;
  • перебои квалифицированных инженерных кадров.

 

Планы на будущее развития отрасли

В оценке перспектив развития отрасли производства в России электротранспортных средств ударение сделан как получай международные тренды, манером) и на внутрироссийские. В чем дело? касается первых, ведь на мировом рынке наша отчизна пока отстает ровно по уровню развития отрасли производства электромобилей, зато хорошо, по оценкам экспертов, около достаточном уровне господдержки у нее питаться шансы занять достойное (место)положение среди своих зарубежных конкурентов.

Числом оценкам специалистов, соответственно состоянию на 2020 година парк электромобилей в РФ насчитывал до самого 11 тыс. электромобилей. С учетом реализации Концепции предвидится, что потребление электротранспортных средств в стране в общей структуре автотранспорта может образовать порядка 15% – предпочтительно за счет легковых и легких коммерческих электромобилей. «Исходя с планов автопроизводителей и расчетного плана развития рынка охват потребления новых электромобилей в 2030 году может превзойти 250 тыс. стукко», – отмечается в тексте Концепции.

Нате национальном уровне рассматривается 3 основных сценария прогноза потребления электротранспортных средств:

  • инерциальный, предполагающий полное непоявление стимулирования развития транспорта и инфраструктуры;
  • выровненный, при котором подпора развития инфраструктуры и спроса максимально по сути в первые 3 года проекта;
  • прогноз ускоренного развития с проактивной поддержкой инфраструктуры, стимулированием спроса и ограничением сверху использование автомобильного транспорта с двигателем внутреннего сгорания.

В рамках первого сценария прогнозируется, что-что доля электротранспортных средств составит 5% общего объема рынка автомобилей, а всемирный парк электротранспортных средств безлюдный (=малолюдный) превысит 540 тыс. мрамор. В рамках второго – 15% и 1400 тыс. мрамор, в рамках третьего – 30% и 3,23 млн электромобилей по.

За основу предлагается к примеру сбалансированный сценарий развития, некоторый потребует наличия к 2030 году 144 тыс. зарядных станций. Паче конкретные прогнозные цифирь по этому сценарию предусматривают выработка к 2030 году 1,4 млн электромобилей, 10 электромобилей склифосовский приходиться на 1 электрозарядную станцию, 60% изо которых – медленные электрозарядные станции. Оговорено, фигли для формирования бесперебойного движения ровно по территории России максимальное длина между двумя ближайшими станциями зарядки возьми дорогах общего назначения малограмотный должно превышать 100 км, а в условиях крупных мегаполисов – без- более 4 кв. км.

Не беря в расчет того, по прогнозам разработчиков Концепции, в ближайшие 6-8 полет благодаря достижениям в технологиях хранения энергии фикс на электротранспорт необходимо снизится, а господдержка позволит раскрыть рынок для развития массовых продаж. «Бери сегодняшний день расхождение между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет безупречно 750 тыс. руб. Быть этом эксплуатация электротранспортного ресурсы уже может толкать(ся) более выгодной, нежели использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, (не то электромобиль будет отмахивать не менее 45 тыс. километров каждый год в течение не в меньшей степени 5 лет. Экономия ото потребления топлива и обслуживания возместит разницу средства, что делает выгодным расходование электромобиля, как не менее, в качестве такси и для того краткосрочной аренды автотранспортного суммы (каршеринг) в условиях города», – поясняется в Концепции.

В конечном счете, в документе рассмотрены планы на будущее развития новых технологических решений к использования электротранспортных средств ровно по аккумуляторам, включая:

  • формирование ячеек литий-ионных аккумуляторов и шаг вперед сырьевой базы во (избежание этого;
  • производство катодных и анодных материалов;
  • осуществл топливных (водородных) элементов;
  • уточнение сопутствующих сквозных технологий.

Близ этом акцент сделан получай необходимости обеспечения гибкости госполитики регулирования зарядной инфраструктуры и вкрапина в нее помимо нескованно финансирования проектов согласно созданию зарядных станций (в том числе компенсацию государством раньше 60% расходов) черта иных стимулирующих мер во (избежание частного бизнеса.

Отметим, исходный замысел Концепции направлен держи экологическое оздоровление российского общества, вырабатывание и использование «зеленых технологий», купюра негативного влияния через выбросов при применении двигателей внутреннего сгорания. Да в ее тексте отсутствуют положения, касающиеся утилизации неужто переработки отработанных автомобильных аккумуляторных батарей нового поколения. А оный аспект имеет большое многознаменательность, поскольку с наращиванием темпов производства таких аккумуляторов, однако без проработки вопросов их утилизации, наша область может занять одно изо первых мест по части уровню загрязнения почвы и вод ото этих изделий. Отчего многие эксперты считают необходимым вместе с планированием производства автомобильных батарей нового поколения выносить решение и вопросы их переработки и утилизации.

 

***

«Чай, что за электромобилями не то — не то машинами, которые работают держи более экологичных силовых агрегатах, – судьба. И нам нужно опять же активно развивать сие направление. Тем паче что целый магазин компетенций в стране сейчас есть. Рассчитываем, словно реализация заложенных в концепцию идей и решений позволит выработать собственную индустрию сообразно выпуску электромобилей. Вклепать частные инвестиции и построить около 40 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до всей технологической цепочке – ото электрохимии до производства автотранспорта бери электротяге», – отметил в ходе оперативного совещания с вице-премьерами Директор Правительства РФ Михайла Мишустин.

Рассмотренные концептуальные положения будут учитываться рядом разработке государственных программ Российской Федерации, региональных госпрограмм и иных документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные возьми развитие автомобильной промышленности.

Мониторингом и контролем реализации Концепции займутся Минэкономразвития России, Минпромторг России и Минэнерго России купно с Минтрансом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной правительство. Они же будут каждый год формировать доклад о ходе ее выполнения, в области итогам рассмотрения которого Администрация РФ при необходимости сможет пендюрить решения о корректировке Концепции.  

______________________________

1 С текстом Меры Правительства РФ   с 23 августа 2021 г. № 2290-р имеется возможность ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ (http://static.government.ru/media/files/bW9wGZ2rDs3BkeZHf7ZsaxnlbJzQbJJt.pdf).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.