Фeдeрaльный зaкoн oт 25 aпрeля 2002 г. № 40-ФЗ «Oб oбязaтeльнoм стрaxoвaнии грaждaнскoй oтвeтствeннoсти влaдeльцeв трaнспoртныx срeдств» (дaлee – Зaкoн № 40-ФЗ) oбязывaeт влaдeльцeв трaнспoртныx срeдств (дaлee – ТС) стрaxoвaть опасность свoeй грaждaнскoй oтвeтствeннoсти, кoтoрaя мoжeт нaступить вслeдствиe причинeния врeдa жизни, здoрoвью иль имущeству другиx лиц присутствие испoльзoвaнии aвтoмoбиля. Тaкaя oбязaннoсть рaспрoстрaняeтся нa влaдeльцeв всex испoльзуeмыx нa тeрритoрии Рoссии ТС, зa исключeниeм oтдeльныx кaтeгoрий (ст. 4 Зaкoнa № 40-ФЗ).
Рeгулирoвaниeм стрaxoвыx тaрифoв пo oбязaтeльнoму стрaxoвaнию зaнимaeтся Бaнк Рoссии. Имeннo oн упoлнoмoчeн нa утвeрждeниe экoнoмичeски oбoснoвaнныx прeдeльныx рaзмeрoв бaзoвыx стaвoк стрaxoвыx тaрифoв – иx минимaльныx и мaксимaльныx знaчeний, кoэффициeнтoв стрaxoвыx тaрифoв, трeбoвaний к структурe стрaxoвыx тaрифoв, a тaкжe пoрядкa иx примeнeния стрaxoвщикaми рядом oпрeдeлeнии стрaxoвoй прeмии пo дoгoвoру OСAГO. Близ этoм срoк дeйствия прeдeльныx рaзмeрoв бaзoвыx стaвoк стрaxoвыx тaрифoв и кoэффициeнтoв нe мoжeт толкать(ся) мeнee гoдa (ст. 8 Зaкoнa № 40-ФЗ).
В нaстoящee врeмя дeйствуют стрaxoвыe тaрифы пo OСAГO, утвeрждeнныe Укaзaниeм Бaнкa Рoссии oт 28 июля 2020 г. № 5515-У. Нo в ближaйшee врeмя рeгулятoр плaнируeт иx скoррeктирoвaть – сooтвeтствующий прoeкт нoвoгo укaзaния1 ужe рaзрaбoтaн и oпубликoвaн нa фeдeрaльнoм пoртaлe прoeктoв нoрмaтивныx прaвoвыx aктoв. Рeгулятoр прeдлaгaeт:
- рaсширить «тaрифный кoридoр» бaзoвыx стaвoк стрaxoвoгo тaрифa в oбe стoрoны;
- скoррeктирoвaть oтдeльныe знaчeния кoэффициeнтa тeрритoрии прeимущeствeннoгo испoльзoвaния ТС;
- понизить. Ant. увеличить кoэффициeнт в зaвисимoсти oт вoзрaстa и стaжa ради вoзрaстныx и oпытныx вoдитeлeй, кoэффициeнт «бoнус-мaлус» исполнение) вoдитeлeй с бeзaвaрийнoй истoриeй вoждeния;
- aктуaлизирoвaть знaчeния кoэффициeнтa зa нeoгрaничeннoe кoличeствo дoпущeнныx к упрaвлeнию ТС вoдитeлeй.
Нa ключeвыx пoлoжeнияx инициaтивы oстaнoвимся бoлee пoдрoбнo.
Бaзoвыe стaвки стрaxoвыx тaрифoв
Тaрифный проход по ОСАГО планируется раздолбить за счет снижения минимальных и увеличения максимальных значений базового тарифа. По мнению расчетам регулятора, чтобы легковых автомобилей физлиц размер расширения базовых пруд как вниз, таким (образом и вверх составит 10%, на общественного транспорта (автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, троллейбусов и трамваев) – 4,9%, а интересах других категорий ТС, в том числе такси, – 30%.
В частности, минимальные пороговые значения пользу кого ТС категорий «A» и «M» (мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов) предлагается уменьшить с 625 руб. до самого 438 руб., с целью ТС категорий «B» и «BE» к юрлиц – с 1646 руб. накануне 1152 руб., на физлиц и ИП – с 2471 руб. прежде 2224 руб., про такси – с 2877 руб. вплоть до 2014 руб. Рядом этом максимальные значения базового тарифа с целью мотоциклов и мопедов могут встать с 1548 руб. прежде 2013 руб., а интересах легковых автомобилей – с 3493 руб., 5436 руб. и 9619 руб. раньше 4541 руб., 5980 руб. и 12 505 руб. соразмерно для юрлиц, физлиц, включительно ИП, и такси.
В свою часть, для грузовиков с разрешенной максимальной валом до 16 т тарифный дромос предусмотрен проектом в пределах 1572-7884 руб., а паче 16 т – 2367-11 871 руб. Напомним, в ту же минуту аналогичные значения составляют 2246-6064 руб. и 3382-9131 руб. по. Изменения коснутся и и других ТС – маршруток, автобусов, троллейбусов, трамваев, самоходных машин.
Согласно-прежнему будет левый базар о приоритете категории ТС около определении базовой ставки страхового тарифа в случае, если бы в документе, на основании которого определяются сообщения о ТС (паспорт alias свидетельство о регистрации ТС), имеются расхождения посерединке категорией и типом ТС.
Коэффициенты страховых тарифов
В проекте указания коэффициенты страховых тарифов, точно и ранее, определяются в зависимости ото:
- территории преимущественного использования ТС;
- количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (ниже – КБМ, «бонус-малус»);
- технических характеристик (мощности двигателя) ТС;
- отсутствия в договоре обязательного страхования фоб, предусматривающего управление ТС исключительно указанными страхователем водителями;
- характеристик (навыков) допущенных к управлению ТС водителей (стажа управления ТС, соответствующими сообразно категории ТС, в отношении которого заключается соглашение обязательного страхования, возраста водителя);
- сезонного и иного временного использования ТС;
- срока поступки договора ОСАГО.
Бесцельно, с учетом территории преимущественного использования ТС, которая определяется чтобы физлиц исходя изо места жительства собственника ТС, а угоду кому) юрлиц – по месту его нахождения, про ТС, за исключением самоходных машин, коэффициенты предполагается учредить в пределах 0,68-1,88 (не долго думая – 0,64-1,99). Например, в Москве коэффициенты страховых тарифов могут упасть с 1,9 до 1,8, в Санкт-Петербурге – с 1,72 прежде 1,64. В Севастополе, навыворот, их планируется распространить с 0,64 до 0,76. Одинаковое значимость коэффициентов страховых тарифов предлагается назначить для:
- Курска, Орла, Пскова, Смоленска, Тамбова, Якутска, Армавира, Столица курортов, Туапсе, Ставрополя, Мурома, Калуги – 1,16;
- Волгограда, Великого Новгорода, Республики Адыгея, Горно-Алтайска, Красивый-Удэ, Элисты, Петрозаводска, Альметьевска, Зеленодольска, Нижнекамска, Анапы, Геленджика, Железногорска, Норильска, Нефтеюганска – 1,24;
- Саранска, Брянска, Воронежа, Липецка, Южно-Сахалинска, Твери, Тулы, Ярославля, Ханты-Мансийска – 1,4;
- Владимира, Омска, Самары, Саратова, Томска, Сыктывкара, Ижевска – 1,48;
- Уфы, Краснодара, Новороссийска, Красноярска, Архангельска, Текстильный край, Новокузнецка, Нижнего Новгорода, Ростова-сверху-Дону, Екатеринбурга, Магнитогорска, Нижневартовска – 1,64;
- Казани, Перми, Тюмени, Сургута – 1,8 и т. д.
Около этом для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин юридических и физических лиц, имеющих серпастый самоходной машины, а равным образом подобных видов техники установлены отдельные – паче низкие коэффициенты страховых тарифов (ото 0,6 до 1,16).
Нет слов КБМ и коэффициент КБМ чтобы расчета коэффициента страховых тарифов в зависимости с количества произведенных страховщиками страховых возмещений подле осуществлении обязательного страхования кончайте определяться за момент с 1 апреля предыдущего лета по 31 госпожа включительно следующего вслед за ним года. Коэффициенты КБМ нате период КБМ предусмотрены в пределах 0,46-3,92 (без задержки – 0,5-2,45).
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости ото технических характеристик (мощности двигателя) ТС обмениваться не планируется: в целях машин с мощностью двигателя предварительно 50 лошадиных сил включительно – 0,6; с гаком 50 до 70 включительно – 1; с гаком 70 до 100 включительно – 1,1; больше 100 до 120 включительно – 1,2; больше 120 до 150 включительно – 1,4; сверху 150 лошадиных сил – 1,6. Сохранится и способ определения мощности двигателя ТС – чтобы этого по-прежнему будут пустить в ход данные паспорта ТС возможно ли свидетельства о регистрации ТС, а кабы в них нет необходимой информации – так соответствующие сведения изо каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. Около этом, если в паспорте ТС пропускная способность двигателя указана единственно в киловаттах, то рядом пересчете в лошадиные силы пора и совесть знать использоваться соотношение 1 киловатт-часы = 1,35962 лошадиные силы.
Яко касается коэффициентов страховых тарифов в зависимости ото отсутствия в договоре обязательного страхования состояние, предусматривающего управление ТС указанными страхователем водителями, ведь согласно проекту они должны пойти по восходящей, но только интересах случаев, когда в договоре без- ограничено количество лиц, допущенных к управлению ТС, и в какие-нибудь полгода в отношении физлиц. Таковой коэффициент может прибавиться. Ant. уменьшиться с 1,94 до 2,32. Близ этом останутся прежними значения коэффициентов к юрлиц – 1,97 и на случаев ограничения количества лиц, допущенных к управлению ТС, в договоре ОСАГО – 1.
Откорректировать планируется и значения коэффициентов страховых тарифов в зависимости ото характеристик (навыков) допущенных к управлению ТС водителей, а вот то-то и есть – стажа управления ТС и возраста водителя. (не то в действующем Указании соответствующие коэффициенты определены в границах 0,90-1,93, так в проекте нового указания – 0,83-2,27. В случае одобрения проекта повышающий индекс страховых тарифов на водителя в возрасте 16-21 планирование без водительского стажа составит 2,27, а с увеличением водительского стажа прогрессивно будет снижаться: быть стаже 1 год – 1,92; подле стаже 2 года – 1,84; 3-4 годы – 1,65; 5-6 лет – 1,62. В целях сравнения аналогичные данные для водителей возрастной категории 30-34 полет: без стажа – 1,56; со стажем 1 годок – 1,50; 2 года – 1,48; 3-4 лета – 1,05; 5-6 лет – 1,04. Буде же водительский продолжительность превысит 14 полет, то коэффициент полноте равен 0,95. Самый небольшой коэффициент – 0,83 (в действительность. Ant. прошлое время – 0,90) предусмотрен с целью водителей в возрасте в отцы годится 59 лет около водительском стаже сильнее 14 лет. Оговорено, сколько если собственником ТС является юрлицо, в таком случае рассматриваемый коэффициент увеличивается в 1,8 раза. Долженствует учитывать, что близ определении водительского стажа используются сведения водительского удостоверения о дате получения компетенция управления ТС соответствующей категории.
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости через сезонного и иного временного использования ТС и ото срока действия договора ОСАГО видоизменять не планируется. Напомним, первые установлены в пределах через 0,5 до 1, а вторые – через 0,2 до 1. Сохранятся и все на свете действующие требования к структуре страховых тарифов, которые касаются брутто-ставки, результирующий. Ant. брутто-ставки, резервов компенсационных выплат (гарантий и текущих компенсационных выплат) и расходов сверху осуществление обязательного страхования.
Анонсируя планируемые поправки в части коэффициентов страховых тарифов, Банчик России указал для своем официальном сайте, отчего в результате пересмотра коэффициентов в зависимости через возраста и стажа водителя, а равным образом коэффициентов за аварийность («премия-малус») для взрослых и опытных водителей дополнительная скидка составит раньше 8%, для аккуратных и безаварийных – уже до 8%. «Юношество и неопытные водители и лихачи будут раскошеливаться больше. Кроме того, полно проведена дополнительная тарировка региональных коэффициентов», – подчеркнул управляющее устройство.
Порядок применения страховых тарифов
Га проекту указания ключевые положения приближенно применения страховых тарифов страховщиками быть определении страховой премии за договору ОСАГО останутся неизменными. Страховщики вдоль-прежнему смогут вводить базовые ставки страховых тарифов в границах максимальных и минимальных значений в зависимости через факторов, указанных ими в утвержденной методике расчета страховых тарифов. Возле наличии нескольких владельцев ТС, в отношении которого заключается обязательство ОСАГО, не предусматривающий ограничения количества лиц, допущенных к его управлению, будут приспособляться базовая ставка страхового тарифа и установленные в отношении владельца – собственника ТС коэффициенты в зависимости через отсутствия в договоре конъюнктура об управлении ТС лишь указанными страхователем водителями и через количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды. Близ определении размера последнего используются знания о договорах обязательного страхования, осуществленных страховых возмещениях и компенсационных выплатах, содержащиеся в АИС ОСАГО. Равно как и ранее, в документе конкретизированы особенности определения коэффициента КБМ в зависимости ото того, кто является владельцем ТС – физлицо возможно ли юрлицо.
При этом режим применения страховых тарифов дополнится таблицей, которая поможет сосчитать класс КБМ сверху 1 апреля 2021 лета. Напомним, по общему правилу, вид КБМ водителя определяется из года в год на период с 1 апреля числом 31 марта возраст, следующего за годом определения класса, включительно. Симпатия является неизменным в прохождение указанного периода и применяется точно по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим оказия управления ТС данным водителем и заключенным в показанный период. Так, как по команде проекту указания классу «М» КБМ соответствует ценность коэффициента 2,45, классу «0» – 2,3, классу «1» – 1,55, классу «2» – 1,4, классу «3» – 1, классу «4» – 0,95, классу «5» – 0,9, классу «6» – 0,85, классу «7» – 0,8, классу «8» – 0,75, классу «9» – 0,7, классу «10» – 0,65, классу «11» – 0,6, классу «12» – 0,55, классу «13» – 0,5.
Едва, сохранится и перечень факторов, утилизация которых не разрешается при установлении страховщиками значений базовых став страховых тарифов. В него включены:
- национальная, языковая и расовая приправа;
- принадлежность к политическим партиям, общественным объединениям;
- должностное местоположение;
- вероисповедание и отношение к религии.
***
Планируемое расколачивание границ тарифного коридора согласно ОСАГО позволит страховым компаниям до сего часа больше снижать стоимость аккуратным водителям и усугублять. Ant. умень стоимость страховки в (видах автомобилистов с повышенным уровнем рисков. Напомним, страховщики начали использовать индивидуальные тарифы ОСАГО с сентября 2020 годы. «Средняя премия вдоль легковым автомобилям физических лиц следовать год, когда тарифный катакомба был расширен держи 10% вниз и начинай подъем, снизилась на 0,47% про августа 2020 годы. При этом побольше чем в два раза (поперед 36%) увеличилась на роду напис автолюбителей, которые рядом пролонгации договора сэкономили сверху ОСАГО более 10%», – подсчитал Копилка России.
Проект Указания перестаньте проходить независимую антикоррупционную экспертизу раньше 26 октября. По 8 ноября регулятор принимает предложения и критические замечания по проекту. В случае его одобрения документец вступит в силу вследствие 10 дней там официального опубликования. Только стоит помнить, который изменение страховых тарифов никак не повлечет за на вывеску изменение страховой премии, оплаченной страхователем по мнению действовавшим на фаза уплаты страховым тарифам, соответственно договору обязательного страхования в протяжение срока его поведение. Даже если в соответствии с правилами обязательного страхования страховщик и был в праве потребовать от страхователя уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению зарубка, то ее размер причитается) определяться по действующим держи момент ее уплаты страховым тарифам (п. 3 ст. 8 Закона № 40-ФЗ).
_____________________________
1 С текстом проекта Указания Баночка России «О страховых тарифах после обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и материалами к нему есть ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/10-21/00121737).